За незаконную практику интернет-рекламы и злоупотребление своим доминирующим положением Еврокомиссия оштрафовала американскую компанию на 1 494 459 000 евро.
Суть претензии Еврокомисии состоит в том, что компания Google начиная с 2006 года стала включать в свои контракты положения об эксклюзивности, согласно которым сайтам, которые размещали на своих страницах блоки рекламы Google Adsense, запрещалось размещать на своих страницах рекламные объявления конкурентов Google.
Позднее с 2009 года условия эксклюзивности были изменены на так называемое «Премиум размещение» — требование к издателям зарезервировать наиболее прибыльные рекламные места своих сайтов под размещение только блоков Google Adsense.
Все это приводило к тому, что конкуренты Google были или вовсе лишены возможности размещения на сайтах издателей, или же не имели доступа к наиболее заметным и прибыльным местам размещения. По подсчетам Еврокомиссии, такая практика затронула более половины рассматриваемого рынка интернет-рекламы.
Вердикт и решение Еврокомисси (http://europa.eu/rapid/press-release_IP-19-1770_en.htm)
Основываясь на широком спектре фактических данных, Комиссия установила, что поведение Google наносит ущерб конкуренции и потребителям и сдерживает инновации. Конкуренты Google не имели возможности роста и предложения альтернативных услуг посредничества в поисковой рекламе в Интернете. В результате владельцы веб-сайтов имели ограниченные возможности для монетизации пространства на этих веб-сайтах и были вынуждены почти полностью полагаться на Google.
Google не продемонстрировал доказательств в оправдание своей практики.
Наконец, Google также несет ответственность за гражданские иски за ущерб, который может быть предъявлен в суде государств-членов любым лицом или бизнесом, затронутым его антиконкурентным поведением. Новая Директива ЕС о борьбе с антимонопольным ущербом облегчает жертвам антиконкурентной практики получение ущерба.
Стоит отметить, что это уже третий крупный штраф, который Google обязан оплатить по решению Еврокомиссии:
- в июне 2017г. — 2,42 млрд.евро за навязывание своего сервиса предпочтения товаров и цен;
- в июле 2018г. — 4,34 млрд.евро за незаконные ограничения для производителей Android-устройств и операторов связи;
- март 2019г. — 1,49 млрд.евро за недобросовестную конкуренцию в области интернет-рекламы.